1. До 2025 года будут применяться районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные актами РСФСР и СССР 08.06.2022 Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2022 г. № 957 установлено, что действие нормативно-правовых актов исполнительных и распорядительных органов госвласти РСФСР и СССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, трудящихся в местностях с особыми климатическими условиями, продляется до 1 сентября 2025 года. Изменения внесены в п. 10 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467, которым был утвержден перечень соответствующих нормативных правовых актов. Ранее был установлен срок действия до 1 июля 2022 года
2. Генсовет Федерации независимых профсоюзов РФ выразил обеспокоенность состоянием системы охраны труда и безопасности работников на производстве. По мнению общественников, прописанная в обновленной редакции раздела X ТК РФ система оценки профессиональных рисков не проработана соответствующим образом чиновниками Минтруда РФ. В результате работодатели получили возможность произвольно решать, каким будет уровень риска, подвергая опасности жизнь и здоровье сотрудников.
В связи с этим Генсовет ФНПР предложил Правительству РФ вывести государственный контроль за исполнением норм трудового законодательства, включая требования охраны труда за периметр действия №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По мнению профсоюзов, Минтруду РФ необходимо приступить к созданию единого федерального центра учета и анализа причин несчастных случаев на производстве, подготовить методику оценки рисков производственного травматизма.
Также направлены поручения членским организациям ФНПР организовать взаимодействие с работодателями в части создания условий труда, не угрожающих жизни, здоровью сотрудников, а также использовать актуальные методики оценки рисков развития профессиональных заболеваний. Департамент охраны труда и экологии Аппарата ФНПР должен скорректировать Положение о технической инспекции труда и Типовое положение об уполномоченном (доверенном лице) по ОТ профсоюзов для приведения их в соответствие с действующими нормами законодательства.
Обеспокоенность профсоюзов состоянием системы охраны труда на производстве не случайна. Во время апрельского заседания Генсовета ФНПР с соответствующим докладом выступил зампредседателя этой организаци Давид Кришталь. По его словам, факторами риска в части роста числа несчастных случаев выступают уменьшение регуляторной нагрузки на предпринимателей и неэффективность инструментов мотивации нанимателей по совершенствованию условий труда.
По итогам 2021 года в сравнении с предшествующим периодом зафиксировано увеличение фактов производственного травматизма на 6%, гибели в условиях производства на 10%. Установлено 4018 случаев профзаболеваний. Большая часть из них приходится на сотрудников предприятий угледобывающей отрасли (964), сферы здравоохранения (933), металлургии (395). Остается высокой смертность на рабочем месте по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Одним из факторов печальной статистики, выступает отсутствие унифицированной методики оценки профрисков и недостаточный контроль со стороны Госинспекции труда. Сегодня регулирование охраны труда со стороны государства сводится к «переизданию нормативно-правовых актов без научно обоснованных изменений», подчеркнул Кришталь.
3.Минэкономразвития представило итоги государственного и муниципального надзора за 2021 год
В этот период в России было принято 12 общих и 80 федеральных, около 2500 региональных нормативных актов. Взят курс на риск-ориентированный подход, когда периодичность проверок определяется категорией риска предприятия. Сохранены критерии надзора в областях, которые связаны с защитой жизни и здоровья населения. Более 70% объектов отнесены к низкому риску, на них не проводятся плановые проверки. 1,7% (400 000) объектов отнесены к категории чрезвычайного риска, это шахты, химические производства, организации соцсферы.
Количество проверок вдвое снизилось по сравнению с 2019 годом. Больше всего проверок проводится по пожарному надзору, санитарно-эпидемиологическому контролю, защите трудовых прав работников. Активно проводятся профилактические визиты, штрафы заменяются предупреждениями (порядка 83 000 за год).
Действует механизм досудебного обжалования, за первые полгода его работы бизнес направил почти 1 500 жалоб на деятельность надзорных органов, каждое третье обращение удовлетворено.
Сфера надзора становится все более цифровизированной, сейчас бизнес может отправлять дополнительные документы без визита в надзорное ведомство. Работают три цифровые системы — Единый реестр контрольных мероприятий, Единый реестр видов контроля и Единая система показателей (дашборд), чтобы в режиме реального времени отслеживать аналитику о надзоре, включая виды проверок.
Идет работа над уменьшением размеров штрафов для МСП и корректировкой нормативных требований к бизнесу, ограничена возможность на возбуждение дел против предпринимателей.